Версия для слабовидящих

Ужесточение мер ответственности за нарушение трудового законодательства

С 1 января 2015 года вступают в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, которые внесены Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда", предусматривающие ужесточение мер ответственности за нарушение трудового законодательства. Нововведениями размеры штрафов дифференцированы по видам нарушений, а максимально возможная санкция с 50 000 руб. увеличена до 200 000 руб. В перечне возможных наказаний появилась и такая превентивная мера ответственности, как предупреждение, которая ранее не применялась вовсе.
Законодатель увидел острой проблему подмены трудовых отношений гражданско-правовыми и потому с 2015 года за подобного рода злоупотребления работодателей ждут штрафы.
Так, с целью защиты прав работников в случаях, когда работодатель, фактически устанавливая с работником трудовые отношения, оформляет при этом притворный гражданско-правовой договор, ТК РФ дополнен ст. 19.1«Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями».
С 2015 года за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ будет предусматриваться административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 20 тыс. руб. на должностных лиц и от 50 до 100 тыс. руб. на юридических лиц.
Допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.
С 1 января 2014 г. введена в действие ст. 67.1 ТК РФ, определяющая последствия фактического допущения к работе не уполномоченным на это лицом: если физическое лицо было фактически допущено к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу).
Тем не менее, в этом случае трудовые отношения не будут считаться установленными.
Работник, осуществивший фактическое допущение к работе, не будучи уполномоченным на это работодателем, привлекается к ответственности, в том числе материальной.
С будущего года за это нарушение виновнику в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ придется поплатиться административным штрафом: гражданину в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; должностному лицу - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Изменениями предусматривается отдельная ответственность за отсутствие вообще каких-либо договоров с сотрудниками, фактически осуществляющими трудовую деятельность. За отсутствие обязательного медицинского осмотра (как первичного, так и периодического), а также невыполнение требований по первичному обучению требованиям охраны труда при приеме на работу руководителю организации грозит штраф в размере от 15 до 25 тыс. руб. Штраф для организации составит 110-130 тыс. руб.
При допущении повторных нарушений санкция статьи предусматривает ответственность в виде штрафа до 200 000 руб.
С 2015 года невыполнение предписания трудового инспектора может стать причиной дисквалификации директора на срок до 3 лет или штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб.
 
 
Заместитель межрайонного прокурора 
юрист 1 класса А.А. Прокопенков

Назад